Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 
Эксклюзив

«До 23 года будете завалы разбирать»: как в Петербурге провалили реформу

Мнения представителей власти и независимых специалистов о причинах мусорного коллапса оказались диаметрально противоположными
Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Значительную часть вины за мусорный коллапс, произошедший в Петербурге в январе 2022 года, эксперты возлагают на Смольный — правительство города затянуло проведение аукциона по выбору регоператора и оставило последнему слишком мало времени на непосредственную организацию перевозочного процесса. Виноват и сам регоператор, который так провел торги на перевозку мусора, что одна из крупнейших компаний, все эти годы без особых проблем вывозившая мусор из почти половины города (доля рынка — 42%, по оценке ФАС), лишилась контрактов. Их получила гораздо менее мощная компания, в способности которой надежно исполнять полученные большие заказы эксперты заведомо сомневались.

Регоператору помешали

В ответ на многочисленные жалобы петербуржцев, пресс-служба регоператора «Невский экологический оператор» (НЭО) накануне привела статистику обращений в связи с несвоевременным вывозом отходов в Санкт-Петербурге: «За 13 января такие обращения зафиксированы по 685 адресам из почти 20 тысяч, что составляет всего около 3,5% процентов от общего числа контейнерных площадок в городе. Такой уровень — 3,5-4,0% — фиксируется начиная с 9 января. В предыдущие пять дней мусор вывозился вовремя с 96% адресов. Лишь 3 января был зафиксирован всплеск обращений — по 1389 адресам (7%), однако впоследствии он был нивелирован в связи с привлечением дополнительных ресурсов — ростом числа мусоровозов, корректировкой их маршрутов, участием в работе мобильных бригад».

Комментируя обращения горожан, пресс-служба НЭО сослалась на объективные обстоятельства, а часть вины возложила на самих жителей. «Традиционно объем отходов, образующийся в первые дни нового года, в 2 раза превышает средние показатели. Усложняет работу отсутствие возможности подъезда к контейнерам в связи с огромным количеством машин во дворах. При этом важно понимать, что мусоровоз не может приехать по звонку, у него есть маршрут и в следующий раз он будет в этом месте только на следующий день, что сильно усложняет возможность своевременного вывоза», — говорится в сообщении НЭО. В связи с этим регоператор сообщил, что в 500 случаях мусоровозы не смогли подъехать к мусорным площадкам из-за припаркованных там автомобилей.

Кроме того, добавили в компании, начало работы регоператора в городе осложнилось ещё и тем, что «предыдущие перевозчики недобросовестно подошли к исполнению своих обязанностей в последние дни 2021 года». Так, «вопреки договорным обязательствам некоторые исполнители закончили свою работу еще 27 декабря», что «привело к чрезмерному накоплению отходов», утверждали в НЭО и Комитете по природопользованию.

Комментарий пользователя на странице НЭО в соцсети «ВКонтакте» от 13 января:

«Неправда!!! Вранье!!! Количество жалоб уменьшилось только за счет невозможности дозвониться!!! Вот прямо сейчас я провисела на телефоне вашей горячей линии больше часа и звонок просто отбился, когда я была уже 45-я в очереди. Приморский район не вывозится уже 13-й день!!!».

«Неожиданный» Новый год

Опрошенные РБК Петербург эксперты почти все аргументы НЭО отвергают. Так, президент Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова не согласна с утверждениями некоторых чиновников и аналитиков, что в силу действия труднопрогнозируемых факторов «первый блин» неизбежно должен был обернуться «комом». Во-первых, говорит она, никаких неожиданных факторов не появилось — «новогодние» обстоятельства существовали и раньше, как и проблемы с автомобилями, закрытыми дворами и контейнерными площадками и т.д., однако такого коллапса раньше не было. Во-вторых, и эксперты, и сами перевозчики предупреждали Смольный и НЭО о высоком риске коллапса при переходе на новую систему. В частности, еще 21 декабря руководство «Автопарка № 6 «Спецтранс» уведомило город (письмо имеется в распоряжении редакции) в лице губернатора Александра Беглова, профильного вице-губернатора и соответствующих председателей комитетов, ответственных за коммунальный комплекс, о высоких рисках возникновения мусорного коллапса и возможном срыве графиков вывоза ТКО на конкретных территориях. В письме говорилось, что «мощности нового перевозчика не могут обеспечить нормальный вывоз отходов, закономерно возросший в новогодние праздники». С этим тогда соглашались и независимые эксперты.

Перевозчики, сохранившие свои территории, даже такие сложные, как Центральный район, более или менее справляются с вывозом мусора, утверждает председатель правления Ассоциация жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья Санкт-Петербурга Марина Акимова, а наибольшие проблемы наблюдаются там, где перевозчик сменился, особенно в Приморском и Невском районах (это подтверждают и Смольный, и НЭО), где вывозить мусор гораздо проще, чем в центре.

Комментарий пользователя на странице НЭО в соцсети «ВКонтакте»:

«Молодцы, ребята! Вы когда конкурс выигрывали, не в курсе были сколько надо техники, сколько надо людей? ...Это вы до следующего года будете новогодние завалы разбирать. ФАС по вам плачет, деятели. Где хоть один ответ на обращения граждан, хотя бы в этой официальной группе?».

Что касается недобросовестной работы предыдущих перевозчиков, то эксперт Научно-технического совета Росприроднадзора РФ Наталья Беляева согласна с тем, что некоторые операторы, осуществлявшие вывоз до вступления в законную силу изменений, по разным причинам перестали выполнять свои обязательства еще до Нового года. Однако в Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений утверждают, что такие случаи, хоть и имели место, но не часто. «Автопарк № 6 «Спецтранс», который ранее обслуживал бòльшую часть территории, доставшейся компании «Эко Лэнд» и к работе которой сейчас поступает больше всего претензий от жителей и Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), корректно исполнил свои обязательства по вывозу мусора вплоть до самого конца 2021 года, считает Гульнара Борисова.

Так есть ли контейнеры?

Одной из проблем в НЭО связывают с заменой контейнеров: прежние перевозчики, у которых договоры истекли, забирают свое имущество, при этом, однако, якобы не ставят об этом в известность регоператора, который заявляет, что иногда постфактум узнает о том, что контейнеров у дома нет, а жители сваливают отходы в кучи на площадке. Между тем, как стало известно РБК Петербург, еще в середине декабря НЭО разослал лишившимся контрактов перевозчикам официальные письма (имеется в распоряжении редакции РБК Петербург), в которых регоператор предупреждал их об обязанности убрать свои контейнеры «в срок до 23.00 31.12.2021». В противном случае НЭО «оставляет за собой право организовать данные мероприятия самостоятельно и (или) с привлечением третьих лиц с последующим возложением понесенных затрат и убытков» на перевозчиков. Таким образом, регоператор не просто знал о вывозе контейнеров с площадок, но сам этот процесс инициировал.

Эксперты называют эту проблему надуманной. «Практически во всех районах Петербурга, где сейчас наблюдается мусорный коллапс, в том числе, в Приморском, Невском и др., размеры контейнерных площадок позволяют в 80-90% случаев устанавливать два набора контейнеров — новые рядом со старыми. Задержки с вывозом старых контейнеров никак не мешают установке новых», — утверждает известный эксперт в сфере ЖКХ Кирилл Захарян. Такого же мнения придерживаются и в Ассоциации собственников жилья. НЭО возражает. В ответ на запрос РБК Петербург пресс-служба регоператора заявила: «Размеры контейнерных площадок в большинстве случаев не позволяют установить там одновременно контейнеры старого и нового перевозчика. К сожалению, «Автопарк № 6 «Спецтранс» не предоставил нам график освобождения контейнерных площадок, поэтому установка новых контейнеров взамен вывезенных осуществляется по факту вывоза, прежде всего, от жителей и управляющих компаний, что иногда происходит с запозданием».

Комментарий пользователя на странице НЭО в соцсети «ВКонтакте»:

«Полный провал! Столько ежедневных звонков, жалоб, заявок — а твоего адреса даже в графике нет! Куда уходит эта информация из колл-центра — тайна, наверное, никуда. Дали «волшебный» номер для работы с управляющими — там мальчик вбил адрес в график вывоза... Сказал, что всё будет хорошо... С начала работы нового оператора прошёл 13 день. Вывоза ни одного не было. Что происходит на месте сбора мусора — страшно смотреть... Схватили кусок пирога, а сожрать не могут!».

На вопрос РБК Петербург, почему «Эко Лэнд» не устанавливает свои контейнеры, в компании не ответили. И это при том, что, как сообщили в НЭО, «компания еще до нового года за свой счет осуществила закупку 20 000 дополнительных контейнеров». К тому же перевозчик «Спецтранс ЖСК», также лишившийся контракта в Приморском районе, по словам Кирилла Захаряна, передал свои контейнеры «Эко Лэнду», то есть, их не надо было переустанавливать.

Гульнара Борисова согласна с позицией «Автопарка № 6 «Спецтранс», что пока не установлены новые контейнеры, неразумно убирать старые — чтобы жителям было куда складывать мусор. Видимо, НЭО признал эти соображения разумными и, как сообщают в пресс-службе «Автопарка № 6 «Спецтранс», сторонам удалось договориться о продлении срока вывоза контейнеров. Тем более, что, как подтверждают в Ассоциации собственников жилья, при вывозе своих контейнеров «Автопарк № 6 «Спецтранс» не вываливает из них мусор на площадки, а забирает его с собой, хотя никаких денег за это он с 1 января уже не получает.

По словам Кирилла Захаряна, в Приморском районе стало заметно меньше работающих мусоровозов: «По нашей оценке, дефицит транспорта составляет 65%. Примерно такие же цифры дает и районная администрация. По данным Комитета по природопользованию на 10 января, у «Эко Лэнда» всего 112 автомобилей — своих и арендованных. При этом в Приморском районе с 1 января работало всего 18 единиц техники — хотя до 1 января здесь работало 46 единиц техники, по данным районной администрации». «По нашему мнению, компания «Эко Лэнд», получившая огромный объем заказа, не смогла адекватно подготовиться к началу работы и до сих пор не имеет необходимых ресурсов для исполнения контракта», — заявила РБК Петербург Гульнара Борисова. То обстоятельство, что за прошедшие почти две недели НЭО не смог исправить ситуацию, хотя сообщал о своих усилиях в этом направлении, она считает демонстрацией неспособности регоператора организовать процесс.

«Нехватки мусоровозов, контейнеров или баков в городе нет, однако есть проблема с заменой оборудования на тех площадках, по которым с 1 января поменялись подрядчики», — заявил «Деловому Петербургу» зампред Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Иван Казаков.

Плохая организация

В НЭО признают, что определенную роль в создании мусорного коллапса сыграла недостаточно четкая организация процесса. «В том числе и с нашей стороны были допущены просчеты, связанные с тем, что не все места сбора отходов были внесены в реестр и включены в маршруты. Это коллективный вопрос, были сжатые сроки проведения договорных кампаний. Зачастую маленькие ТСЖ не вышли на связь, не успели подать заявку и мусоровозы просто объезжали эти дома, потому что не знали о них», — сообщила изданию Znak.com Дина Койрес. Между тем, регистрация мест сбора ТКО, составление полного перечня образователей отходов является главным смыслом «Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге», составление которой было с самого начала предписано руководству НЭО в качестве приоритетной задачи.

В ответе на запрос РБК Петербург регоператор прислал такое объяснение: «До нового года в городе работало довольно много небольших перевозчиков, которые обслуживали отдельные многоквартирные дома в разных районах. Находящиеся у них на обслуживании контейнерные площадки зачастую вообще нигде не учитывались, как и информация об объемах образования отходов. И если управляющие организации не подали документы на заключение новых договоров, то об их наличии компания узнавала только по факту поступивших на горячую линию регионального оператора обращений. При поступлении подобных сигналов, новые площадки автоматически добавляются в базу и включаются в график регулярного вывоза ТКО».

Не прислушался регоператор, судя по информации Ассоциации собственников жилья и жалобам жителей, и к рекомендации Комитета по природопользованию (отвечает сейчас за мусорную реформу) максимально сохранить ранее работавших перевозчиков. Вместо этого НЭО не только сменил перевозчика по второму по величине контракту (заменил «Автопарк № 6 «Спецтранс» на «Эко Лэнд»), но и перетасовал лоты так, что другим перевозчикам пришлось поменяться территориями. Это создало совершенно ненужные дополнительные сложности, считает Гульнара Борисова.

«Не позаботились о дееспособности»

Чтобы избежать коллапса, надо было ввести некий переходный период, считает Гульнара Борисова, в течение которого, например, следовало оплачивать предыдущему перевозчику вывоз мусора до тех пор, пока новый не установит на площадках свои контейнеры, обзаведется необходимым количеством мусоровозов и продемонстрирует готовность заменить предшественника. Однако этого сделано не было.

Значительную часть вины за мусорный коллапс в Ассоциации собственников жилья возлагают на Смольный, который затянул проведение аукциона по выбору регоператора и действительно, как говорят в НЭО, оставил последнему слишком мало времени на организацию перевозочного процесса. К тому же неправильно, как считают эксперты, выбрано и время перехода на новую систему. «Надо было, как в Ленобласти, начинать реформу осенью, а лучше всего летом, когда снега нет и мусора немного, поскольку многие петербуржцы живут на дачах», — транслирует Марина Акимова общее мнение экспертов. Кроме того, как говорили некоторые эксперты еще при запуске мусорной реформы на федеральном уровне, городским властям следовало за счет бюджета или иным способом (предоставлением субсидий и т.п.) обеспечить МКД собственными контейнерами (как это зачастую делается при раздельном сборе) — тогда не возникло бы проблемы с переустановкой контейнеров при смене перевозчика.

Гульнара Борисова указывает также, что в установленной Смольным новой системе у перевозчиков снизилась заинтересованность в добросовестной работе, поскольку они теперь получают фиксированную плату, не зависящую от количества реально вывезенного мусора. «Кроме того, летом, когда отходов мало, УК будут платить за неоказанную услугу, поскольку реальное количество образуемых МКД отходов будет меньше норматива, примерно в два раза», — отмечает она.

Во многом, по мнению Гульнары Борисовой, виноват и сам НЭО, который так провел торги на перевозку мусора, что одна из крупнейших компаний, все эти годы без особых проблем вывозившая мусор из почти половины города (доля рынка — 42%, по оценке ФАС), по надуманным предлогам, как считает эксперт, лишилась контрактов, а их получила гораздо менее мощная компания, в способности которой надежно исполнять полученные контракты эксперты сомневались с самого начала. «Интересанты передела рынка не позаботились о дееспособности своих компаний. По сути, они провалили мусорную реформу и за это должны понести ответственность», — считает Гульнара Борисова.

Что касается сроков стабилизации ситуации, то в ответе на запрос РБК Петербург в НЭО обнадежили: «С учетом предпринимаемых мер, мы рассчитываем обеспечить регулярный вывоз ТКО по всей территории обслуживания в ближайшие несколько недель».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
FT узнала о поиске Raiffeisen сотрудников для подразделения в России Бизнес, 17:45
Почему министр финансов США второй раз за год посетила Китай Pro, 17:44
Кремль назвал главный праздник после отказа пригласить Путина в Нормандию Политика, 17:40
Летевший из Калининграда в Москву самолет аварийно сел в Петербурге Общество, 17:37
Якутский депутат обвинил русский язык в искажении местных топонимов Общество, 17:24
Депутат в Запорожской области выжил после покушения Политика, 17:19
Молдавский суд одобрил референдум о евроинтеграции страны Политика, 17:14
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Морские поставки нефти из России выросли до максимума за 11 месяцев Инвестиции, 16:57
В Финляндии в конце апреля начнутся учения НАТО Политика, 16:57
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС Политика, 16:53
В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи Общество, 16:53
МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» Пресс-релиз, 16:51
Аналитики назвали причины возможного роста курса биткоина выше $100 тыс. Крипто, 16:48
Акции производителя ботинок Dr. Martens рухнули на 34% Инвестиции, 16:40