«Тинькофф» запускает свой сервис по продаже автомобилей

Но ситуация на рынке для этого сейчас не самая подходящая
«Тинькофф» – не первый банк, который заинтересовался продажами автомобилей/ Евгений Разумный / Ведомости

Банк «Тинькофф» запускает сервис по продаже автомобилей – «Тинькофф авто», рассказал «Ведомостям» представитель кредитной организации. По его словам, на прошлой неделе через него в тестовом режиме были запущены продажи китайских Haval в Краснодаре, Воронеже, Ростове-на-Дону и Минеральных Водах.

Сервис «Тинькофф» будет работать по принципу, схожему с моделью маркетплейса. Сейчас проект запускается через дилера Fresh Auto, пояснил представитель банка. После подтверждения сделки от клиента дилер бронирует машину – у себя или на складе Haval. Затем «Тинькофф» привозит машину покупателю, стороны подписывают договор купли-продажи и производят окончательные взаиморасчеты.

«Наша компания действительно является партнером банка «Тинькофф» в рамках программы по продажам китайского бренда Haval», – сказал «Ведомостям» руководитель Fresh Auto Денис Мигаль. По его словам, компания выдает купленные через мобильное приложение или сайт «Тинькофф» автомобили. Топ-менеджер допускает, что подобные программы в скором времени запустят и другие китайские автопроизводители – Exeed, Geely и Chery.

Техобслуживание и гарантийный ремонт машины можно будет сделать в любом официальном дилерском центре марки, автомобиль которой был выбран покупателем. Со временем «Тинькофф авто» планирует частично перейти на выкуп машин у производителей и сокращать участие дилера в цепочке, сказал представитель банка.

Основные инвестиции в проект, по словам представителя «Тинькофф», – это часы работы команды и разработка интерфейса внутри личного кабинета и в мобильном приложении банка. Дополнительных инвестиций на старте проекта потребуют кэшбэк и скидка на машины от сервиса, поясняет он.

«Тинькофф авто» будет своего рода автоэкосистемой, где можно будет получить все услуги, связанные с покупкой автомобиля: кредит, страховку, полное сопровождение сделки, техобслуживание, хороший денежный кэшбэк и т. д. Строить мы ее планируем вместе с другими игроками рынка», – говорит руководитель проекта Денис Мусиенко.

«Тинькофф» – не первый банк, который заинтересовался продажами автомобилей. В 2020 г. «Сбер» запустил собственный автомобильный маркетплейс – «Сберавто», где размещает объявления о продаже новых, а с конца 2021 г. – и подержанных автомобилей («Ведомости» писали об этом 8 ноября). Комиссии за размещение нет, компания зарабатывает на продаже финансовых и страховых продуктов. В конце прошлого года сервис «Сбера» был планово убыточным, выход на положительную EBITDA ожидался в 2024 г. Инвестиционная потребность компании составляет около 1 млрд руб. в год, ежемесячный оборот оценивается во столько же.

Ситуация на авторынке сейчас не слишком способствует появлению новых игроков. Весной после начала специальной военной операции (СВО) на Украине большинство зарубежных автоконцернов прекратили поставки и производство машин в России. Некоторые из них, включая Renault, Nissan и Mercedes, уже продали свои заводы местным структурам. В результате за девять месяцев 2022 г. в России было выпущено 349 000 легковых машин – на 66% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года, следует из данных Росстата. Сопоставимая динамика была и в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Рынок упал за три квартала на 60% до 506 661 машины, следует из статистики Ассоциации европейского бизнеса.

Дефицит автомобилей в продаже, начавшийся еще в прошлом году на волне сложностей с восстановлением производства полупроводников после коронавируса, усугубило начало СВО и последовавшее закрытие автозаводов. В результате цены на новые машины с начала года выросли на 19% до 2,29 млн руб. («Ведомости» писали об этом 27 октября). Это больше, чем за весь прошлый год.

Складывающаяся ситуация не могла не сказаться на основных продавцах машин – автодилерах. По данным «Автостата», с начала 2022 г. в России стало на 79 автосалонов меньше, всего их осталось 3141. Наибольшее сокращение произошло среди дилеров Renault, которая весной среди первых объявила об уходе с российского рынка.

«Любая организация исходит не из текущей ситуации, а из долгосрочных перспектив, и в этом смысле потенциал у российского авторынка есть», – считает автоэксперт Владимир Беспалов. В случае если в стране сохранится объем предложения и потрясения геополитического характера закончатся, то, по оценкам Беспалова, через 2–3 года рынок восстановится до объемов предыдущих лет. Кроме того, автопроизводители сейчас пытаются выйти на покупателя без посредника в лице дилера, а банк – поддержать эту тенденцию, отмечает Беспалов.

Предпосылки для перехода на прямые продажи есть, но не в нынешней ситуации, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, сейчас непонятно, как будет работать сервис от «Тинькофф» ввиду «крайне ограниченного объема доступных автомобилей на рынке». Опыт подобных проектов у «Сбера» и «Росгосстраха» показал, что пока дилер может предложить гораздо больше финансовых и страховых продуктов от большего количества партнеров, подчеркивает эксперт.