Почему топливное воровство в России остается безнаказанным

Мы в Яндекс Новостях / Google News / Яндекс Дзен / Seldon News

Топливное воровство в России продолжает «процветать»: транспортные компании уже несколько десятков лет безуспешно борются с криминальными структурами, специализирующимися на врезках в трубопроводы с нефтью и дизелем. В настоящее время злоумышленники реализуют самые современные схемы «нефтеотвода», что позволяет им проворачивать свои аферы в промышленном масштабе. Об этом сообщает издание mos.news.

Так, типичная врезка 21-го века представляет собой шланг высокого давления, протяженность которого может исчисляться в километрах. «Устройства» снабжаются дистанционно управляемыми клапанами, а места врезок контролируются дистанционно  через камеры видеонаблюдения. При этом управление всей этой системой может осуществляться даже из других регионов.

В поле зрения такие криминальные схемы попадают, однако эффективные инструменты борьбы с предприимчивыми топливными злоумышленниками, по всей видимости, отсутствуют, и главная причина такого расклада – либеральное российское законодательство. Преступникам нередко «выписывают» чисто формальное наказание по самым простым статьям. Например, в конце прошлого года в Нижегородской области была задержана группа подозреваемых в хищении более сотни тонн дизельного топлива из магистрального трубопровода. По итогам возбуждения уголовного дела (по части 4 статьи 158 УК РФ (Кража)), обвиняемых ждет вполне лояльное наказание: их могут полностью освободить от лишения свободы, взыскав небольшой штраф, или даже не взыскав.

Между тем, в Уголовном кодексе имеет место статья 215.3 п. 2, которая предусматривает за повреждение магистральных трубопроводов наказание в диапазоне от штрафа в размере до двухсот тысяч рублей (мизерная, к слову сказать, «ставка» для преступников такой специализации) до лишения свободы на срок до четырех лет. Однако к настоящему моменту этой «опцией» по существу не воспользовался ни один российский суд.

Однако даже истории с реальными сроками в случае с врезчиками оказываются манной небесной. За примерами далеко ходить не надо: перед Новым годом Ашинский суд Челябинской области огласил приговор восьмерым южноуральцам по делу о краже более 2,5 тысячи тонн дизеля с доказанной суммой ущерба более 60 миллионов рублей. Лидер ОПГ получил  семь лет тюрьмы в колонии строго режима, остальные – участники от двух лет лишения свободы и штрафов от 30 тысяч до 800 тысяч рублей до условных сроков.

Фактически даже если бы все участники были приговорены к штрафу по 800 тысяч рублей, в казну они бы вернули лишь шесть миллионов рублей – в десять раз меньше того, сколько украли.

Оценить точно доходность и масштабы этого преступного бизнеса невозможно, но то, что он огромен – не оставляет никаких сомнений. Еще в 2013 году, по словам аналитика, представляющего компанию «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, доходы врезчиков могли достигать порядка 800 миллионов долларов и вероятнее всего они по-прежнему идут в уверенный рост.

Такие стабильные доходы позволяют выгодоприобретателям «влиять» и на статистику раскрываемости дел по врезкам. Так, в 2019 году из 336 зарегистрированных «на трубе» преступлений расследовано было всего 39, а до суда дошло итого меньше – не более 5% дел. В связи с этим могут быть показательны несколько прецедентов. Так, несколько лет назад в Самарской области была разоблачена банда топливных воров, занимавшихся  переработкой «черного золота» на мини-нефтеперерабатывающем заводе, при этом сопровождением «кортежей» с левым топливом занимались полицейские. Удивительно, что в 2018 году ничего не изменилось: уже в Ленинградской области обнаружилась группировка, «крышевал» которую начальник отделения полиции по Киришскому району Дмитрий Тимченко. Однако уже спустя год все 24 участника сообщества получили освобождение от домашнего ареста, дело развалилось.

В современной России нефтеврезчики живут припеваючи, поскольку знают – теневые «решалы» их защитят, а те отделаются в худшем случае самым легким наказанием. По данным статистики – вероятность, что врезчик окажется за решеткой, ничтожно мала –   не более 3%.

Противозаконность – не единственный побочный эффект такого  «бизнеса». В реальности проблема гораздо масштабнее и имеет мощную экологическую подоплеку. Каждая десятая врезка ведет к разливу топлива с серьезными последствиями:  в июле 2016 года в Подольском районе Московской области из-за нелегальной врезки случился разлив 12 тонн солярки. В результате инцидента площадь загрязнения превысила сорок тысяч квадратных метров, специалисты были вынуждены удалить с пятна разлива всю растительность.

Опасность левого топлива кроется и в его конечной «чистоте», которая оставляет желать лучшего, а транспорт, который функционирует на таком сырье, не только быстро изнашивается, но и выделяет в атмосферу опасные токсины, влияющие на состояние здоровья человека.

Проблема несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы в России требует особого регулирования: в настоящее время  во многих странах подобные незаконные манипуляции строго наказываются. Виновным может грозить до 15 лет лишения свободы и даже смертная казнь.

Источник — mos.news

⏰ 17.01.2020 в 17:12
Почему топливное воровство в России остается безнаказанным