Особенности национального креатора

24.01.2023 в 22:43

В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов

«Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест,
подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований
человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики
российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об
этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.

Концепция креативного класса была предложена американским экономистом Ричардом
Флоридой в одноименной книге, вышедшей в 2002 году. Ученый заявил, что люди
творческих профессий, проживающие в крупных городах, представляют собой локомотив
экономики. Именно они производят добавленную стоимость, связанную с творческой,
интеллектуальной составляющей продукта, будь то кино, архитектура или промышленный
дизайн.

Исследуя социальную базу креативной экономики, Флорида пришел к выводу, что
креативный класс исповедует особые ценности, связанные с открытостью новому,
мультикультурализмом, толерантностью, горизонтальной мобильностью, приоритетом
интересных проектов над большим заработком. Для этого класса права интеллектуальной
собственности являются более значимыми, чем собственности обычной. Города с высоким
уровнем культурного разнообразия и толерантности, поощрением индивидуальности и
большим количеством возможностей самореализации, по Флориде, неизбежно становятся
точкой притяжения и развития человеческого капитала, а вслед за ним — инвестиций,
технологий и других креативных продуктов. Книга «Креативный класс. Люди, которые
создают будущее» выдержала несколько переизданий и стала настольной для всех, кто
работает с вопросами урбанистики, креативных индустрий, инновационного и
технологического развития.

Авторы дайджеста НИУ ВШЭ не углубляются в поведенческие и ценностные установки
российского креативного класса, ограничиваясь статистическим определением на
основе Общероссийского классификатора занятий. «Под креативным классом понимается
совокупность лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой (креативной) и
интеллектуальной деятельностью», — пишут эксперты во введении. Тем не менее
данные статистики в определенной мере проливают свет на особенности российской
креативной экономики. Исследователи предлагают использовать их при подготовке
управленческих решений, а также для мониторинга реализации правительственной
«Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года».

Согласно докладу, численность креативного класса в России в 2021 году составила
3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых, за последние пять лет она
увеличилась практически на треть. При этом большую часть (43,4%) в 2021 году
составляли программисты и специалисты в сфере рекламы и маркетинга. Наименьшую
долю — примерно 2% — составляют музыканты.

Из дайджеста следует, что средний представитель креативного класса в России — это
«молодой мужчина от 25 до 34 лет с высшим образованием». При этом на протяжении
последних пяти лет доля молодежи среди креативного класса снижалась, что исследователи
связывают общей тенденцией к сокращению молодых специалистов на российском рынке труда.

Среди других наблюдений — большинство креаторов в России имеют вполне традиционные
условия труда, унаследованные из фордистской эпохи. Несмотря на то, что креативный
класс принято ассоциировать с гибкими моделями занятости, фрилансом, удаленкой,
российские креаторы в массе своей посещают офис и работают восемь часов в день
(в 2021 году 89% творческих специалистов трудились полную рабочую неделю).
Исследователи связывают это с особенностями российской экономики, в
значительной мере ориентированной на государственные организации и
традиционную офисную культуру.

По специальности по состоянию на 2021 год работала только половина творческих
специалистов. Это подтверждает взгляд на креативные индустрии как на синтетическую
и междисциплинарную сферу, где встречаются люди с самыми различными знаниями и
умениями.

В текущих реалиях креативный класс, безусловно, востребован российской экономикой,
по крайней мере его значимая часть, убежден один из авторов дайджеста, директор
Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил
Гершман: «Сейчас нашей стране, как никогда, важен переход к инновационному
развитию, а без разработчиков, инженеров, айтишников, дизайнеров добиться
этого будет крайне сложно. Не менее важно развивать и культурную составляющую,
транслируя миру уникальный российский контент в виде музыки, искусства, кино,
литературы — то, что в политике называется применением мягкой силы».

По словам исследователя, о росте спроса на креативных специалистов свидетельствует
популярность соответствующих образовательных программ: в той же НИУ ВШЭ активно
развивается факультет креативных индустрий. Вместе с тем Михаил Гершман подчеркнул,
что для креативного класса также очень важны особая рабочая среда, свобода творчества,
признание заслуг, ощущение важности своей работы. «Создание таких условий — на базе
креативных кластеров, арт-резиденций, школ креативных индустрий и других организаций
— задача управленцев и на уровне государства, и на уровне конкретных компаний»,
— заключил он.

Основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов отметил,
что ключевая черта специалистов, которые работают в его индустрии, — сочетание
художественного и рационального начала: «В промдизайн идут ребята, которые
чувствуют технические, логические, причинно-следственные связи и одновременно
— эстетику. В этом сочетании секрет успеха в профессии».

По его словам, несмотря на то что дизайнеров готовят многие вузы, найти толкового
специалиста бывает очень непросто. «Промдизайнеров учат во многих местах, но
качественно — почти нигде. У нас мало практикующих преподавателей. Хорошие
школы можно пересчитать по пальцам. С одной стороны, есть перепроизводство,
потому что выпускники не могут трудоустроиться, с другой — я, чтобы найти
промышленного дизайнера, должен порядком помучиться», — отметил он.

Разорвать этот замкнутый круг могли бы разнообразные конкурсы, акселераторы,
программы поддержки, например, из числа тех, что организует Агентство креативных
индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города
Москвы. Такие проекты помогают наладить коммуникацию между заказчиками и исполнителями,
специалистами и работодателями, в общем, навести мосты.

Источник

Честное СМИ
Особенности национального креатора
Житель Воронежа осужден на 9,5 лет за убийство сестры