Выступая на Восточном экономическом форуме, губернатор Северной столицы Александр
Беглов заявил, что Петербург стал одним из лидеров по экспорту судов, легковых
автомобилей и тракторов. По словам главы региона, это свидетельствует об
эффективной работе комитетов Смольного.
«Петербург занимает лидирующие позиции в России по объемам экспорта. Высоких
показателей мы достигли благодаря развитию многоотраслевой экономики города,
а также принятым на региональном уровне мерам поддержки промышленности и
предприятий-экспортеров», – сказал Александр Беглов.
Однако объясняется это скорее всего географическим положением города и деятельностью
людей, занимавшихся развитием промышленной инфраструктуры Северной столицы
десятилетиями. Так что слова Беглова не что иное, как присвоение чужих
заслуг. И это уже не первый такой случай.
Медиаресурсы, подконтрольные Смольному, в последнее время особенно активно
пытаются улучшить имидж петербургского градоначальника. Они незамедлительно
растиражировали новость о «достижениях» городских властей. Как писала
«Экспресс-газета», высокие позиции Беглова в медиарейтингах объясняются
именно участием изданий лояльных к администрации Беглова в формировании
повестки.
Лидирующее положение Петербурга в области экспорта тракторов, судов и легковых
автомобилей обусловлено его выгодным географическим положением, а также наличием
большого количества предприятий, работа которых была налажена задолго до прихода
Беглова в Смольный.
Особенно ясно это видно на примере судостроения. В отличие от других портовых
городов, в Северной столице масса конструкторских бюро, институтов,
машиностроительных и корабельных заводов. «Адмиралтейские верфи»,
«Балтийский завод», «Пролетарский завод», «СНЗС» и другие предприятия
имеют возможность выпускать суда и корабли любого назначения – военные,
транспортные, рыболовные, ледокольные и прочие. Кроме того, близость к
госгранице сильно снижает затраты на логистику.
Деятельность Смольного не имеет отношения и к успехам автостроения Петербурга.
В городе функционирует большое количество предприятий автомобильной отрасли, в
том числе иностранных. Базирование последних в городе на Неве объясняется более
низкой, чем в Европе, себестоимостью рабочей силы. Плюс географическое положение,
а также портовый статус города значительно упрощают экспорт автомобилей.
Что касается экспорта тракторов, то этому способствовало повышение в 2020 году
цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе на зерно. Вместо того, чтобы
потратить заработанные деньги на покупку комбайнов и тракторов, российские
предприятия аграрной отрасли решили вложить вырученные средства в модернизацию
производства. В результате производители сельскохозяйственных машин переключились
на поставки в СНГ и Евросоюз, где есть большой спрос на российскую технику.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что слова Беглова о влиянии работы комитетов
Смольного на экспортное лидерство Петербурга — очередная попытка присвоить чужие
заслуги. Напомним, ранее губернатор Северной столицы в качестве примеров достижений
городской администрации называл открытие завода финской компании Vilakone Oy по
производству машин для ЖКХ, запуск медицинского предприятия Sarstedt и открытие
завода по производству двигателей Hyundai WIA Rus. Однако СМИ тогда указали,
что контракты по всем этим проектам были заключены при предыдущем губернаторе
Георгии Полтавченко.
О реальном состоянии экономики Северной столицы можно судить по национальному
рейтингу инвестиционного климата субъектов РФ по итогам 2020 года, который на
ПМЭФ-2021 продемонстрировало агентство «АСИ». В нем Петербург занял восьмую
строчку, потеряв по сравнению с предыдущим годом четыре позиции. СМИ объясняли
это непрофессионализмом и безынициативностью сотрудников комитета по инвестициям,
возглавляемого Романом Головановым. Возникал даже вопрос о расформировании
ведомства. Последний раз такие предложения рассматривались в 2019 году.