Внимание СМИ в связи с началом февральских событий в России в 2022 году часто
привлекали международные системы переводов и другие технологии. Аналитический
центр финансового маркетплейса Банки.ру совместно с ИАС Phoenix представили отчет
о проведенном исследовании частоты упоминаний в СМИ западной SWIFT, российской СПФС,
китайской CIPS, биометрических систем и магазинов приложений.
Появление новостей о фактическом или потенциальном отключении каких-либо российских
кредитных учреждений от SWIFT вызвало резкий взлет и наиболее высокий пик упоминания
СМИ системы в марте 2022 года – более 123,61 тыс. упоминаний за семь месяцев текущего
года. Умеренный рост происходил в мае-июне. В оба эти периода поступали сообщения о
санкциях против отечественных банков: в марте упоминалось о большинстве банков, в
июне – о Московском кредитном банке и Россельхозбанке. Длительная история
взаимоотношений SWIFT и российских банков сейчас находится на паузе.
СМИ проявили резкий интерес в марте к российской СПФС (Система передачи финансовых
сообщений), а с апреля упоминаемость системы в связке с крупнейшими банками РФ сошла
на нет и остается на прежнем уровне. Чаще других за семь месяцев 2022 года СПФС
упоминается в связке с ВТБ (немного менее 3 тыс. раз), со Сбербанком (2,04 тыс.),
«Открытие» (1,68 тыс.).
Китайской СIPS в связке с банками РФ СМИ уделяли меньше внимания, но оно не
ослабевало. В марте CIPS со Сбербанком упоминалась 182 раза, а к июлю в лидеры
по упоминаниям вышел ВТБ – 118 упоминаний (в марте – 114). Газпромбанк тоже
удостоился повышения внимания: 68 упоминаний в марте и 95 – в июле. Отмечается,
что сейчас рынок начинает воспринимать CIPS как альтернативу SWIFT.
Сбербанк и ВТБ могут стать основными локомотивами продвижения биометрии в банковской
сфере. Хотя упоминаемость биометрических систем невелика, не наблюдалось и всплесков
внимания СМИ. Заметные динамики случились только у Сбербанка и ВТБ – 3,24 тыс. и
1,61 тыс. упоминаний соответственно.
После февраля у российских банков возникли сложности с App Store и Google Play,
поэтому подсанкционные банки начали использовать отечественные аналоги – RuStore
и NashStore. В связке с банками РФ их появление зафиксировано в марте, за пять
месяцев они упоминались 4 467 раз (чаще в связке со Сбербанком и ВТБ – 2,06 тыс.
и 1,43 тыс. упоминаний соответственно), в мае был достигнут пик упоминаемости,
а потом магазины приложений потеряли актуальность.
Фото: Freepik