Подведены итоги главного фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город-2020»

26.11.2020 в 19:54

В этом году фестиваль, который проводится по инициативе и при поддержке главного
архитектора Москвы Сергея Кузнецова, прошел уже в пятый раз и объединил более 3
тысяч студентов архитектурных вузов. «Открытый город» с самого начала задумывался
как открытая неформальная площадка, где встречаются и обмениваются опытом разные
заинтересованные стороны – учителя и ученики, опытные маститые архитекторы,
состоявшиеся бюро и начинающие специалисты, девелоперы и городские институты.

Обмен знаниями, мнениями и творческой энергией предполагался по всем направлениям,
и эта идея в очередной раз доказала свою жизнеспособность.

Благодаря онлайн-формату в этом году в фестивале, организованном Москомархитектурой,
приняли участие студенты не только из Москвы, но и из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга,
Казани, Воронежа, Самары, Перми. Более 300 заявок было подано на участие в воркшопах
и конкурсах фестиваля. С апреля по октябрь было проведено 6 воркшопов, 9 онлайн- и
оффлайн дискуссий.

Темой этого года стала «Устойчивая архитектура и градостроительство в условиях
нестабильного мира, природных катастроф и растущих мегаполисов».

Мероприятия «Открытого города» освещали центральную тему фестиваля в разных
ракурсах и аспектах — от bigdata и зеленого строительства до гейм-дизайна,
работы с культурным наследием и адаптации городов к изменениям.

Исследования и дискуссии

Исследование, проведенное в рамках «Открытого города», было посвящено городской
устойчивости. Анастасия Железнова, основатель лаборатории городских исследований
и брендинга Studio Moscow, Петр Образцов, архитектор французского бюро Bouchaud
Architectes, и Татьяна Орешкова, консультант по устойчивому развитию, магистр
AMD Berlin, представили лучшие мировые примеры эко-кварталов и городских
«зеленых» стратегий. Анализ открытых данных и локальных вызовов стали
основой для рекомендаций по созданию стратегии устойчивого развития для
Москвы. Направления, на которых, по мнению авторов исследования, стоит
сфокусироваться городу—повышение уровня осведомленности горожан о городских
проблемах, создание образовательных программ по устойчивому развитию и введение
методики оценки экологического следа и эко-эффективности для проектов зданий и
городского благоустройства.

В ходе онлайн-дискуссии «Likea Nature» российские и иностранные эксперты в
области ландшафтной архитектуры, урбанистики и городской экологии обсудили,
как закон и государство должны стимулировать жителей и девелоперов к сохранению
и развитию природных оазисов в зонах застройки и сколько на самом деле стоит природа в городе.

Воркшопы. Ключи от города будущего: экологичность, резилентность, автономность,
связность, открытость, технологичность

Поиску решений для перенастройки города из потребителя ресурсов в систему циркулярной
экономики, устойчивых связей и процессов были посвящены и воркшопы, проходившие
в рамках «Открытого города». Кураторы — Институт Генплана Москвы, архитектурные
бюро ABD Architects, ARTEZA, ASADOV, Kleinewelt Architekten, Wowhaus – и участники
воркшопов попытались ответить на вопрос: из какой логики сегодня должен действовать
архитектор, проектируя объекты и целые города, — логики изобилия или ограниченности
ресурсов?

Второе оказалось ближе всего идее воркшопа Recycle Arch бюро WOWHAUS. Привлечь
внимание к проблеме строительных отходов и возобновляемых ресурсов решено было
созданием интерактивной инсталляции «Мусорная Золушка». По замыслу участников
воркшопа, этот проект, который планировалось реализовать к выставке «Открытого
города», показал бы объем проблемы и то, что решить ее в одиночку невозможно:
должны включиться все и шаг за шагом, гранула за гранулой мусор бы постепенно
исчез с лица Москвы.

Фантазийные, но остроумные идеи по адаптации городских объектов к природным и
социальным катаклизмам предложили участники воркшопа ABD Architects. В частности,
проект модуля, в котором сразу заложены 4 функции: кафе, музея, приюта и склада.
Весь необходимый функционал – от столов со скамейками (кафе) до полок (музей)
– прикреплен к вращающемуся объему, который достаточно просто провернуть в
нужный момент, чтобы изменить назначение и наполнение пространства.

Связности зеленых прогулочных маршрутов и проработке проблемных зон в долине
реки Яуза был посвящен воркшоп Института Генплана Москвы. Студентами были
предложены решения, как открыть для сквозного движения территорию Ростокинской
фабрики, включив ее в ткань города, как обыграть небезопасные пространства под
мостами или рустованные бетонные заборы ПО2: либо спрятав их за растительностью
и покрыв «зелеными граффити», либо наоборот подчеркнув ярким цветом и артом.

Заборы и «стыки территорий» современной Москвы стали объектом воркшопа компании
ARTEZA. Проанализировав структуру и потенциал территорий закрытых социальных
объектов, студенты попыталась разрушить границы между объектами и городом,
не обособляя их, а включая в городскую ткань.

Семь автономных и непохожих друг на друга микрогородов для жизни, работы и
творчества предложили участники воркшопа бюро ASADOV. Одним из самых ярких стал
Memory City- плавучий город-память на месте затопленной при создании Рыбинского
водохранилища Мологи, который на манер юго-восточных азиатских городов дрейфует
на воде: с рынками, домами, маяком, своими силуэтами и месторасположением
отсылающими к истории.

Самым фантазийным, отменившим законы и ограничения физического мира, стал воркшоп
бюро Kleinewelt Artchitekten. Участники исходили из того, что все в нашем мире
постоянно меняется. То, что сегодня кажется константой, в будущем, возможно,
не будет существовать. Поэтому в их идеальных городах можно телепортироваться,
иметь внутри города черную дыру и перемещаться сквозь пространство и время.

Новый формат

Закрытие музеев из-за пандемии помещало планам устроить выставку проектов,
созданных участниками воркшопов, поэтому защита проектов и награждение
победителей проходили в формате прямой трансляции из Музея архитектуры.

Зрители, эксперты и часть жюри наблюдали за защитой в открытой
онлайн-трансляции на Youtube-канале Open City Fest 2020.

В онлайн-формате прошли также традиционные Portfolio Review и заседание
Архсовета Москвы, на которых были представлены лучшие студенческие портфолио
и дипломные работы выпуска 2020 года. Темы, выбранные для дипломных работ,
варьируются от реконструкции городского рынка в армянском городе Гюмри,
создания музея башкирского ковроткачества и центра для беженцев на границе
Мексики и США до рефлексий над архитектурным воплощением философских, религиозных
и биологических концептов бессмертия и переосмысления понятия красоты.

Эксперты и жюри

В экспертный совет фестиваля в этом году вошли: главный архитектор Москвы Сергей
Кузнецов, Ирина Кузнецова (Москомархитектура), Юлий Борисов (UNK projects), Елена
Гонсалес (МАРШ Лаб), Александр Цимайло, Николай Ляшенко и Ольга Сытник («Цимайло,
Ляшенко и партнеры»), Юлия Бурдова (Buromoscow), Михаил Бейлин (Citizen Studio),
Антон Бондаренко (APEX), Рубен Аракелян (WALL), Юлия Ардабьевская (SAGA), Анастасия
Железнова (Studio Moscow), а также Иван Колманок (AI-architects); Виктория Раубо и
Елена Струговец (APEX); Мария Покровская (МАРШ); Мария Могилевцева-Головина
(«Сити XXI век»).

Победители

Победителями фестиваля по итогам защиты воркшопов стали Ксения Королева из УГАХУ
(воркшопы ASADOV и Kleinewelt), Анна Егорчева и Екатерина Смирнова, МАрхИ
(Kleinewelt), Елена Тюдина, НИУ МГСУ (ASADOV), Валерия Мастюкова, СПбГАСУ
(Arteza), Алена Цыганова, НИУ МГСУ, Дарья Копылова и Елена Скакунова,
МАрхИ (воркшоп НИИ Генплана).

Победители по итогам Портфолио-ревью- Елизавета Абдуллаева и Дарья Гридина, МАрхИ.

Лучшими дипломами выпуска 2020 признана совместная работа Анастасии Сибгатуллиной
и Алексея Устинова, МАрхИ.

Победителей наградили образовательной поездкой в Краснодарский край, которая стала
возможной благодаря поддержке официальных партнеров фестиваля – девелоперской компании
«Сити-XXI век» и проектного бюро APEX.

Секреты успеха

Онлайн-марафон «Свое бюро»,прошедший во второй день фестиваля, представил 15
молодых архитектурных практик.Успешные молодые архитекторы — Liphart Architects,
Orchestra.Design, dot.bureau, А2М, аЗОН, Cedra, NZ Group, «Проектная группа 8»,
Vosduh, WE Architects, «Схема», «Планета 9», Buro Zavod, MAP architects, KET
бюро – продемонстрировали широкий спектр интересов и областей приложения
творческих сил, рассказали о своем становлении в профессии и источниках
вдохновения.

К примеру, Семен Липгарт, автор таких масштабных проектов, как жилая триумфальная
арка и ЖК «Ренессанс» в Санкт-Петербурге, находит вдохновение архитектурных фантазиях
20-30х годов прошлого века. Творческая переработка и переосмысление их стала основой
узнаваемого стиля бюро Liphart Architects.

А Дмитрий Смирнов, сооснователь «Проектного бюро 8», вместе с Надеждой Снигиревой
открыл, по сути, новую профессию в России – специалист по соучаствующему проектированию.
Начав с небольших проектов средового активизма, сейчас у ребят в портфолио более 60
городов и более 200 проектов развития комфортной среды.

Любовь к театральному пространству у Натальи Зайченко (бюро NZ Group) вылилась в
проектирование форумов, выставок и других мероприятий. Среди удачных образцов ее
«интерьерного урбанизма» — фестиваль “Интермузей” в Манеже, выставка Сикорского
на ВДНХ, Форум стратегических инициатив, выставка Давида Бурлюка в Музее русского
импрессионизма.

По мнению участников онлайн-марафона, молодое бюро как можно чаще должно участвовать
в профессиональных конкурсах, уметь разговаривать с главами территорий, с профессионалами,
с простыми жителями, тщательно формировать портфолио, оттачивать стиль, учиться у
более опытных коллег. Залог последующего успеха — способность реагировать на
изменение экономической ситуации, гибкость, умение сменить формат, масштаб.

Паблик-ток с главным архитектором Москвы

Городская гибкость и городская устойчивость стали предметом дискуссии, завершившей
фестиваль. Главный архитектор Москвы, куратор фестиваля Сергей Кузнецов, руководитель
архитектурной мастерской бюро APEX Антон Бондаренко и заместитель главного редактора
FORBES Russia Анастасия Карпова обсудили взаимные ожидания Москвы и москвичей: какие
привычки предстоит выработать горожанам, чтобы самим быть «устойчивыми» и адаптивными
к неизбежным и стремительным изменениям и интенсивному росту.

Записи всех мероприятий фестиваля доступны на YouTube, подробная программа
– https://opencityfest.ru/

Официальные партнеры фестиваля – проектное бюро APEX и девелоперская компания
«Сити XXI век».

Информационные партнеры фестиваля – Архи.ру, РИА Недвижимость, Architime.ru,
Tatlin, «Проект Россия», ROOMBLE, DesignNews, «Строительная газета».

Программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения».

Фестиваль «Открытый город» проводится Москомархитектурой с 2016 года.
Сегодня это крупнейший некоммерческий проект в сфере архитектурного и
градостроительного образования и карьеры,включающий лекции, воркшопы,
экскурсии, офлайн- и онлайн-дискуссии, конкурсы для студентов архитектурных
ВУЗов и молодых профессионалов. За 5 лет в нем приняли участие более 8 000
человек из Москвы, а также Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода,
Воронежа, Самары и других городов России.

Честное СМИ
Подведены итоги главного фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город-2020»
Новосибирец сжег дом приятеля из-за бывшей подруги